Свадебные традиции украинцев: девушки сватались к парням, а за интим до брака колотили пропитанными солью веревками

Свадебные обычаи наших предков поражают своей пышностью и разнообразием. Колоритное сватанье, смотрины, помолвка и, наконец, грандиозное торжество, на котором гуляли несколько дней, а то и недель всем селом. «FunnyDay» рассказывает о давних свадебных обычаях украинцев, которые запросто можно позаимствовать для собственной свадьбы, сделав ее оригинальной и незабываемой.

Под венец любой ценой

Выйти замуж или жениться в былые времена на Украине было святым долгом для каждого, потому и не удивительно, что связать себя узами брака украинские парубки и девчата спешили едва ли не с пеленок. К примеру, в XIX веке брачный возраст для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но нередко случалось, что барышни шли под венец и в 14-15 лет.  
Небывалым позором для семейства считалось, если их чада надолго засиживались в парубках или девках. Потому для того, чтобы вступить в брак предприимчивые молодые люди иногда шли на хитрость: парни воровали девушек, барышни сами сватались к понравившемуся парубку, заключали свадьбы по договору, освобождали друг друга от смертной казни с помощью брака, а иногда и вовсе за деньги покупали себе вторую половинку.

Вот примеры лишь нескольких форм заключения подобных браков:

Воровство девушки. Во время танца парень мог украсть девушку даже с богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни жениться на ней; если нет — то парень свободный от наказания.

Интересным обычаем было сватанье девушки к парню:
«Прийміть мене, мамо, я ваша невістка» — такими словами два столетия назад девушка начинала сватанье. Согласно существующим обычаям, она имела на это такое же право как и парень. Этому, на первый взгляд, странному обычаю в тогдашней патриархальной Украине есть свое объяснение, ведь через постоянные войны мужчины надолго покидали домашний очаг, а семью вынуждены были возглавлять женщины, которые благодаря этому приобретали все больше семейных прав, в том числе и приоритет в сватании. Недаром тогда было популярным высказывание «взять замуж», вместо современного «пойти замуж».
Интересно, что девушка предлагала парню руку и сердце, не заручаясь его согласием. Причем ей очень редко отказывали, считалось, что это может навлечь беду на семью.
Впрочем, по мере того, как возрастала роль мужчин в обществе такие традиции постепенно забывались. И уже в конце XIX ст. инициатива в сватании полностью перешла к парням.

Освобождение от казни путем брака. Такая форма брака была популярна в XVIII веке. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень, если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие. Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, чтобы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» — и пожелал, чтобы его скорее повесили.

Андрей Липатов "Свадьба" 1997 г.

За интим до брака — наказание «соляными» веревками

Впрочем, вышеперечисленные формы брака были лишь нечастыми исключениями. В основном женились по обоюдной симпатии и желанию связать свои сердца и судьбы навеки. К поиску своей половинки украинцы подходили очень ответственно, ведь разводы раньше практически не практиковались.
За своим счастьем тогдашняя молодежь далеко не отправлялась. По обычаю искать себе пару разрешалось лишь в пределах своего села, в городах – в пределах улицы или даже своего «кутка».
У тогдашних парубков и девчат было достаточно способов познакомиться друг с другом.
Для этого устраивали различные игрища, толоки, вечерние сходы, вечерницы, ярмарки, где молодежь вдоволь могла повеселиться: петь, танцевать, водить, хороводы. Но, молодежные гуляния никогда не пускались на самотек и имели строгий общественный контроль. К примеру, на Прикарпатье на забавах присутствовали родители или старшие родственники, чтобы не допустить уединения полюбившихся. Впрочем, это не мешало молодежи обниматься и целоваться, но только до захода солнца. Небывалым позором считалось, если молодые давали волю бурной любви и вступали в интимные отношения до брака. За такой проступок их строго наказывали – секли пропитанными солью веревками от колоколов.
Впрочем, к таким мерам дело доходило крайне редко. Большинство украинских парней и девушек строго блюли честь до свадьбы.

Пимоненко, "Украинская ночь. Свидание" 1905 г.

Где хата с красными узорами – там девушка на выданье

С намерениями жениться молодежь не затягивала — если парень уверялся, что нашел ту единственную, засылал к ней в дом сватов (старост). Молодой и его посланцы направлялись к родителям избранницы договариваться о свадьбе. В некоторых регионах Украины свататься вместе с парубком шла чуть ли не вся родня. К примеру, на Подилли о свадьбе просили еще и родители, а на Закарпатье — брат и сестра. Естественно, этот обряд не обходился без традиционного украинского юмора. Послы жениха, прибыв в дом девушки, называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, или купцами, которые просят отдать товар. Они пышно восхваляли сватавшегося парубка. Девушка, если она была согласна выйти замуж, в это время колупала печь. Если же набивавшийся в мужья был ей не по душе, то она возвращала старостам принесенный хлеб или выносила им тыкву.  Впрочем, зачастую, все складывалось так, как хочется жениху и невеста и ее родители соглашались на брак. Тогда девушка подавала рушники, старосты обменивались хлебом, выпивали магарыч.
Бывало, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнюю деревню и искали невесту там. В Украине существовал обычай украшать те дома, в которых были девушки на выданье: окна, стены разрисовывали узорами или просто красной глиной. Это было хорошим ориентиром для старост, которые приходили с другого села.

Н.К. Пимоненко, "Сваты" 1896 г.

Без хозяйства в мужья не ногой

После удачного сватанья молодым предстояли смотрины.
Этот обряд устраивали родители девушки, которые шли в дом молодого с целью узнать о его достатках и посмотреть в какие руки отдают свою дочку. Они очень радовались, если у жениха имелось большое хозяйство, ведь это говорило об успешности и состоятельности. А вот если молодой не владел живностью и земляным наделом, то и про создание семьи мог только мечтать. Словом, жениться он не имел права.
Чтобы не ударить лицом в грязь родители жениха старались в лучшем свете показать мощность его хозяйства, иногда даже идя на хитрость: беря взаймы у соседей коня, волов, воза. Впрочем, не все украинцы были столь меркантильны — моральные качества суженого были куда важнее. Девушка желала в первую очередь мужа хозяина – уравновешенного, спокойного и непьющего, а парень мечтал о жене трудолюбивой, приветливой, аккуратной, а главное доброй.

Откажешься от брака после помолвки – плати штраф

Помолвка считалась большим торжественным праздником, который отмечали с присущим украинскому народу размахом. В доме молодой собирались родственники, друзья, соседи, которым вступающая в брак пара объявляла о своем намерении создать семью и в ответ ждала от них благословения. Тогдашняя помолвка напоминала настоящую свадьбу — на ней присутствовали дружка и боярин, а молодые обменивались кольцами.
Когда все садились к столу, молодых выводили на посад. Старший староста накрывал рушником хлеб, клал на него руку девушки, сверху – руку парня и перевязывал их.
После этого ритуала невеста перевязывала старост рушниками, а всех присутствующих одаривала платочками, полотном или сорочками.
После обряда жених получал барвинковый цветок, а невеста — надевала венок, смазанный медом и укрытый позолотой. Девушка не снимала его до самой свадьбы, даже спала в нем. Существовала примета: если венок пропадет – не будет счастья в семейной жизни.
После помолвки жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые слала им постель. С этого момента будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. За обычаем, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».

Прощание с вольной жизнью

Перед свадьбой, прощающиеся с вольной жизнью парень и девушка, устраивали каждый у себя дома вечорыны (в некоторых регионах дружбыны, пироги, головыци, заграванки и заводыны), которые символизировали отделение брачующихся от неженатой молодежи.
Вечорины в доме невесты были особенно лиричны. Подружки украшали цветами и букетами из колосков вишневое деревце или ветку сосны, которая бы символизировала девственность, красоту и молодость. Вместе с веткой плели символ брачующихся — венки для молодого и молодой.
Одевание выплетенных венков было особенным свадебным обрядом. Перед этим ритуалом на полу стелили белое полотно, на которое ставили хлебную с подушкой. Когда невеста садилась сверху, брат расплетал ей косу, а подруги украшали голову свадебными венками. Старшая дружка (свадебная матка) цепляла молодому венок к шапке, садила возле невесты и накрывала обоих рушником или посыпала житом. После этого молодых называли князем и княгиней.

Задобрить каравай

За несколько дней до свадьбы, начинали печь один из самых главных атрибутов веселья – каравай, который символизировал достаток и счастье молодых. К его выпеканию подходили весьма серьезно и сопровождали это дело специальными ритуалами. Пекли его приглашенные женщины обязательно в пятницу или субботу в доме молодой. Считалось хорошей приметой, если каравайниц было нечетное количество (лучше всего 7). Правда, в некоторых регионах приглашали парное число женщин: чтобы молодые всю жизнь прожили в паре. Вдовы и несчастливые в браке женщины к выпеканию свадебного лакомства не подпускались.
Каравайниц связывали рушником и они все делали вместе – такие действия символизировали единство будущей семьи. Существовала примета, что удачно выпеченный каравай принесет молодым счастье, а покрученный – злую судьбу, поэтому каравайницы задабривали выпечку специальными песнями.
Мастерицы также выпекали шишки — символы плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Таким забавным печеньем угощали детей.

каравай

Всем на свадьбу

После долгих подготовок наступал черед главного события — самой свадьбы.
Начинали пиршество запросины, на которых молодые приглашали гостей. Этот обряд проводили в воскресенье с утра. Невеста в национальном убранстве, украшенная цветами, посещала хаты и дарила хозяевам шишки, приговаривая: «Просили вас батьки, і я вас прошу прийти на малий час — на весілля до нас». Как правило, приглашали всех родственников, соседей и знакомых, а в небольших селах – всех жителей. Не принято было приглашать на свадьбу во время случайных встреч на улице, что отразилось в иронической пословице: «Просили по дорозі, щоб не були на порозі».

Свадебный поезд тронулся

Свадьба начиналась в доме каждого из молодых. Жених собирал так называемый «поезд» из бояр, друзей, неженатых парней, свах, светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или кадки. Мать, благословляя жениха, надевала на него вывернутый кожух и осыпала его овсом и мелкими деньгами, чтобы был богатым. После чего «поезд» отчаливал в дом невесты, где в это время осуществлялось одаривание молодой. По дороге посторонние парни иногда останавливали свадебный состав и требовали от молодого выкуп в виде выпивки и закуски. Молодой со всей щедростью угощал прохожих.
Когда свадебный поезд пребывал во двор невесты, молодой с друзьями устраивали импровизированную игру, символизирующую притворную битву за взятие замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. После этого начиналось настоящее веселье: молодые и их родственники исполняли танец единения двух родов, называющийся колесом. Наплясавшись все отправлялись обедать за щедро уставленный различными вкусностями свадебный стол. Где обязательно были голубцы, душенина (мясо запеченное с сыром и овощами), мясные зразы, печеня, медовники, кисель, варенуха, наливки.

Свадебные наряды украинцев

И коня на ходу остановит, и волосы в раз отсечет

По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия головы невесты, символизирующий ее переход к женской громаде. Начинался он с разделения и съедания молодыми каравая, что символизировало создание новой семьи. Дальше молодой расплетали косу и покрывали голову платком. Правда, в некоторых регионах (в основном на Закарпатье) этот обряд принимал достаточно жесткую окраску. Прежде чем покрыть голову молодой платком ее суженый должен был … отрубить ей волосы. Происходило это во время танца. Родственники жениха привязывали конец косы невесты к гвоздю, вбитому в стену, а молодой посреди танца должен был одним махом отсечь их топором. После этого родственники девушки принимали парня в свой род.
Только после отсекания косы молодую покрывали платком. Согласно ритуалу, она дважды его срывала, и только на третий раз корилась судьбе. С этого момента она переходила в статус женщины с соответственными нормами поведения, главная из которых — не выходить на люди с распущенными волосами, а всегда держать их в пучке и покрывать платком.
После обряда покрывания молодая отправлялась в дом к супругу. Провожая дочку, мать выводила из двора лошадей и давала ей хлеб и курицу. Пребывая к дому жениха, свадебный поезд, переводили через ритуальный костер. Эти обычаи — дань давней магии, что символизировала очищение огнем.

Соломенные хомуты за невесту с интимным прошлым

После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин оставались караулить возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель новоиспеченной пары: если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки надевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг, означающий девичий позор, на самое высокое дерево. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, чтобы его снять, но ему всячески мешали.
Когда же брачная ночь заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки к родни молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых, песни и пляски. В понедельник повторялся ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодожен и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием и шутливыми песнями. Гости были разнаряжены в одежду с красной символикой, даже горилку подкрашивали красным соком. Этот цвет символизировал рождение семьи. Шумные гуляния продолжались и во вторник — люди переодевались в различные костюмы, шуточно воровали кур, водили хороводы и пели зажигательные песни.

Автор: Марина Котлубай

Нравится

5 Комментариев

  1. Наташа says:

    Вот сколько всего раньше проделывали чтобы женится, очень интересные традиции были! К нам и половина этого не дошло, а жаль …..

  2. Дима says:

    Наташа, ты про интим до брака? ))

  3. Ленусик says:

    Да уж с интимом до брака жестко было )))

  4. Демид says:

    За-то порядок соблюдали и к другим не бегали

  5. Илья says:

    Это точно. В вышла замуж, сиди дома.

Оставить комментарий.

Это не спам.